История BYD: курс на электрификацию
Китайскую марку BYD (расшифровывается как Build Your Dreams) в Украине знают если не все, то многие. Ее недорогие автомобили в какой-то момент начали появляться на украинских дорогах, однако несколько лет назад марка покинула наш рынок. Давайте познакомимся с ее историей поближе, ведь мало кто знает, что у себя на родине БиВайДи является пионером в сегменте электрокаров.
История BYD Co. Ltd началась в 1995 году, когда в Шэньчжэне была образована фирма по производству аккумуляторов. Тогда ее коллектив насчитывал лишь 30 человек, и довести ее состояние до готовности к производству автомобилей получилось лишь в 2003 году, когда она приобрела Циньчуаньскую автомобильную компанию. Вместе с покупкой вышеназванного производителя, БиВайДи заполучила права на производство ситикара QCJ7081 Flyer, который оснащался бензиновыми атмосферными двигателями объемом 0,8-1,1 литра. Кстати, именно эта модель, которая после рестайлинга получила название Flyer II, первой зашла на наш рынок, правда по неофициальным каналам.
В 2005 году компания запустила в производство седан F3. Машина интересна тем, что базируется на платформе Toyota Corolla E120 девятого поколения, а под ее капотом располагается популярный в Китае 1,5-литровый двигатель Mitsubishi серии Orion с индексом 4G15, мощность которого составляет 102 лошадиные силы. В первом полугодии 2007 года марка продавала по 10 000 экземпляров этой модели в месяц, и приблизительно в это же время седан начали поставлять в Украину, правда, опять-таки, через «серых» дилеров. Несмотря на надежный мотор и коробку передач, а также проверенное временем шасси, в Украине седан та не вошел в топы продаж. Да и с качеством производства в те времена было, скажем мягко, не все хорошо: машины ржавели, салон тарахтел, датчики отказывали – все как у конкурентов из Поднебесной. Кстати, в те времена безоговорочным лидером на нашем рынке был АвтоВАЗ, а из китайских марок украинцы предпочитали Chery и Geely, ведь F3 не отличался низкой ценой – у нас машина стоила дороже 14 000 долларов.
Уже 2008 году BYD представила свои первые электрокары – гибридный седан F3Dm, а также полностью электрический минивэн E6. Первая модель в то время являлась самой массовой в мире, способной заряжаться от обычной розетки. По сути это был тот же F3, у которого был установлен 34-сильный электрический мотор спереди, работавший с литровым атмосферником, а также 67-сильный электромотор сзади. Энергию двигатели питали от литий-железо-фосфатной батареи емкостью 16 кВт*ч, которой хватало на 60 километров пути в полностью электрическом режиме. Правда, должным успехом автомобиль не пользовался: совокупные продажи достигли лишь 3 284 экземпляров в Китае и смехотворных 11 единиц в Европе. Что касается электрокара E6, то он получил 121-сильный электромотор и батареи емкость 61 кВт*ч, благодаря которым может преодолевать до 300 километров пути. Примечательно, что машина получилась достаточно «сырой», и инженерам БиВайДи потребовалось три года, чтобы довести ее до серийного состояния. Против модели играет огромный вес: ее снаряженная масса составляет 2020 килограмм, однако это не помешало некоторым службам такси Колумбии, Бельгии, Нидерланд и Нью-Йорка обратить на не внимание.
В эту историю поверил и миллиардер Уоренн Баффет, купив в конце 2008 года 10% акций BYD за 230 миллионов долларов. Уже в 2009 году производитель реализовал в Китае 448400 автомобилей, где бешеным спросом пользовалась проверенная временем модель F3, хотя годом ранее китайская марка решила вывести на рынок среднеразмерный седан F6, взяв за основу отличную модель – Honda Accord седьмого поколения. Под капотом у машины расположились собственноручно разработанные атмосферные двигатели серии BYD483QB, а также старый-добрый Mitsubishi 4G69 серии Orion.
В этот момент руководство BYD почему-то решило, что пора бы обзавестись кабриолетом. Компания разработала модель S8, которая спереди была похожа то ли на Mercedes-Benz E-Class тех времен, хотя сзади ее можно было легко перепутать с Renault Megane CC. Так или иначе, под капотом у машины очутился двухлитровый атмосферник на 140 лошадиных сил, который работал с вариатором. Из-за высокого веса (машина весила более 1,5 тонн), динамические характеристики не особо-то и впечатляли покупателей, а спорный дизайн пришелся по вкусу немногим. Уже в следующем году производство кабриолета было прекращено.
Несмотря на провал с гибридной моделью и кабриолетом, классические седаны с атмосферными моторами пользовались у китайских покупателей высоким спросом, и компания решила организовать их экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Южной Америки. В 2010 году БиВайДи вывела на рынок седан G3, который является увеличенной версией популярной модели F3, оснастив ее более современными 1,5-1,8-литровыми двигателями собственной разработки. В течение первых 6 месяцев 2010 года машина продалась в количестве 12000 экземпляров.
В этом же году марка представила модель L3 которая в плане технических характеристик практически полностью повторяет седаны F3 и G3, однако машина обладала «свежим» дизайном, новыми экономичными двигателями, и сразу же отправилась на экспорт в Чили и Уругвай.
Не покладая рук, инженеры BYD собственноручно разработали первый минивэн – M6, который, правда, был очень похож на Toyota Sienna. Машина получила фирменные атмосферные двигатели, хотя могла оснащаться и силовой установкой Mitsubishi серии Orion объемом 2,4 литра.
В 2011 году компания вывела на рынок кроссовер S6, который практически полностью копирует Lexus RX. У себя на родине кроссовер удостоился звания самого популярного в сегменте. Уверенно сдав на пять баллов краш-тест N-CAP, машина также стала первой китайской моделью, которая показала такой высокий результат. Оснащалась она как атмосферными двигателями объемом 2,0-2,4 литра, хотя в арсенале была и турбированная версия объемом 1,5 литра с отдачей в 152 лошадиные силы.
В октябре 2011 года китайский производитель вышел на украинский рынок с моделями F0 (рестайлинговая версия компактного хэтчбка Flyer), F3, F3R, G3, F6 и S6. Несмотря на гарантию в 3 года или 100000 километров пробега, народными любимцами они так и не стали. Компания так и не смогла войти в топ-30 автопроизводителей украинского рынка, и на фоне рухнувших в 2014 году продаж, в середине 2015 года, свернула свою дилерскую сеть в Украине, в это же время BYD ушла и из России.
Однако в Китае все шло отлично: в 2013 году на рынок была выведена модель Qin, которая получила как гибридную, так и полностью электрическую версию. Пожалуй, именно с этого момента марка взяла курс на глобальную электрификацию модельного ряда, а также стала размышлять над расширением линейки кроссоверов. Новая литий-железо-фосфатная батарея емкостью 13 кВт*ч позволяет гибридной версии проезжать на электротяге 50 километров, и имела ресурс в 4000 подзарядок, сохраняя после этого 80% своей емкости. Благодаря турбированному мотору 1,5 литра, который работает в паре с электромоторами, суммарная мощность гибрида достигает 303 лошадиных сил, благодаря чему его динамике могут позавидовать многие спорткары: разгон до 100 километров в час занимает 5,9 секунд. Помимо прогрессивной силовой установки, ставшая основой для многих будущих моделей, машина одна из первых в мире получила 12-дюймовую мультимедийную систему с сенсорным экраном и доступом к мобильному интернету. В 2014 году она стала самой популярной моделью в сегменте гибридов с возможностью подзарядки от обычной розетки.
В 2013 году БиВайДи вывела на рынок кроссовер S7, получивший двухлитровый турбированный бензиновый мотор мощностью 207 лошадиных сил, позже на автосалоне в Пекине был представлен седан G5, который получил гибридную силовую установку от модели Qin. Он позиционировался на ступеньку выше модели F3. Этот же силовой агрегат оказался под капотом у минивэна M3 DM, созданного на платформе хорошо известного во всем мире Nissan NV200.
Обилие моделей бренда может запутать читателей, и компании, без всяких сомнений, нужно было как-то структурировать модельный ряд, и такая попытка была предпринята несколько лет назад. Итак, что BYD имеет в наличии сейчас? Это бессмертные бензиновые седаны F3 и F5, различающиеся между собой длиной колесной базы, электрический седан E5, с батареей емкостью 65 кВт*ч и запасом хода в 220 километров, а также электрический седан Qin EV 300. В прошлом году марка представила версию EV450, которая получила аккумулятор на 60 кВт*ч, который позволяет проезжать на одной зарядке до 400 километров.
Сегмент больших кроссоверов защищает с 2014 года могучая модель Tang. Машина оснащается турбированным двухлитровым мотором и двумя электродвигателями, которые в сумме развивают 551 лошадиную силу, что позволяет кроссоверу разгоняться до 100 километров в час за 4,5 секунды, а также проезжать 50 километров на одном заряде. Есть и обычная версия модели – без батареи и электромоторов.
Модель Song представляет среднеразмерный сегмент кроссоверов. Она продается в версиях как с обычными 1,5-2,0-литровым «турбочетверками», так и в гибридной и полностью электрической версиях. Гибридная версия оснащается 1,5-литровым турбомотором и электродвигателем, которые в сумме развивают 447 лошадиных сил и позволяет машине разгоняться до 100 километров в час менее, чем за 5 секунд. Полностью электрические версии EV300 и EV400 получили батареи емкостью 48 и 62 кВт*ч, благодаря которым запас хода достигает 300 и 400 километров соответственно. 218-сильный электродвигатель кроссоверы позаимствовали у модели Qin.
Субкомпактный сегмент кроссоверов BYD представляет модель Yuan, получивший как обычную версию с 1,5-литровым турбомотором, так и гибридную, в которой он разгоняется до 100 километров в час за 4,9 секунды, запас хода на электротяге составляет 85 километров.
Помимо этих моделей, выпускается бензиновый хэтчбек F0, а также минивэн Song Max, который доступен в версиях с бензиновым и гибридным двигателями. На этом модельный ряд BYD пока что заканчивается.
По итогам 2016 года компания стала лидером в сегменте подзаряжаемых гибридов, реализовав более 100000 автомобилей этого типа, что на 64% превысило показатели за 2015 год. Такие успехи привлекли внимание инвесторов из Южной Кореи, и в 2016 году было объявлено, что Samsung Electronics инвестировала в BYD 450 миллионов долларов.
По итогам прошлого года производитель продал у себя на родине более 500000 автомобилей, и по прогнозам аналитиков, уже в текущем году компания может продать по всему миру около 500000 гибридных и электрических моделей. Также в ближайшее время марка собирается выйти на рынок США, однако там ей придется конкурировать не только с популярной нынче Tesla, но и с General Motors, Nissan, Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW.
А вот что касается украинского рынка, то нашу страну БиВайДи, скорее всего, будет пока обходить стороной. Да, мощный рост спроса на электрокары дает китайскому бренду отличный шанс, ведь далеко не всем по душе эксплуатировать завезенные из США битые, утопленные и изношенные Nissan Leaf с полумертвой батареей, однако BYD пока не в состоянии предложить рынку дешевый электрокар ценой до 15000 долларов, поскольку стоимость ее электрических седанов и хэтчбеков даже на родине превышает этот показатель в два раза. Но как знать, как ситуация будет развиваться в ближайшие годы, ведь сегмент электрокаров сейчас развивается семимильными шагами.
08 февраля 2019 года. Юрий Жевиляк, специально для InfoCar.ua
Источник: Byd.InfoCar.ua